Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 13.09.2018 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 5 мая 2018 г. N 298н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ" В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый образования детей и взрослых". профессиональный стандарт "Педагог дополнительного 2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный N 38994). Министр М.А.ТОПИЛИН Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ 513 Регистрационный номер КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 2 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 I. Общие сведения Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых 01.003 (наименование вида профессиональной деятельности) Код Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ Группа занятий: Специалисты по методике обучения 2351 (код ОКЗ <1>) (наименование) Преподаватели по программам дополнительного обучения 2357 (код ОКЗ) (наименование) Отнесение к видам экономической деятельности: Образование дополнительное детей и взрослых 85.41 (код ОКВЭД <2>) (наименование вида экономической деятельности) II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Обобщенные трудовые функции код A наименование уровень квалифи кации Преподавание по дополнительным 6 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка Трудовые функции наименование Организация обучающихся, код деятельности A/01.6 направленной на www.consultant.ru уровень (подуро вень) квалиф икации 6.1 Страница 3 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... общеобразовател ьным программам <3> B C Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовател ьных программ Организационнопедагогическое обеспечение реализации дополнительных КонсультантПлюс надежная правовая поддержка Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 освоение дополнительной общеобразовательной программы 6 6 Организация досуговой A/02.6 деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы 6.1 Обеспечение взаимодействия с A/03.6 родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания 6.1 Педагогический контроль и оценка A/04.6 освоения дополнительной общеобразовательной программы 6.1 Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы A/05.6 6.2 Организация и проведение B/01.6 исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых 6.3 Организационно-педагогическое B/02.6 сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования 6.3 Мониторинг и оценка качества B/03.6 реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ 6.3 Организация и проведение C/01.6 массовых досуговых мероприятий 6.2 Организационно-педагогическое C/02.6 обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг 6.3 www.consultant.ru Страница 4 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... общеобразовател ьных программ Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 дополнительного детей и взрослых образования Организация дополнительного C/03.6 образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности 6.3 III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция Наименование Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Код A Уровень квалификации 6 Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Возможные наименования должностей, профессий Педагог дополнительного образования Старший педагог дополнительного образования <4> Тренер-преподаватель <5> Старший тренер-преподаватель <6> Преподаватель <7> Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Требования к опыту практической работы Для старшего педагога дополнительного образования - не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника Для старшего тренера-преподавателя - не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <8> Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <9> Другие характеристики При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ 2357 Преподаватели по программам дополнительного обучения ЕКС <10> - Педагог дополнительного образования (включая старшего) - Тренер-преподаватель (включая старшего) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... ОКПДТР <11> ОКСО <12> Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 - Преподаватель 25478 Педагог дополнительного образования 27168 Тренер-преподаватель по спорту 6.44.02.03 Педагогика дополнительного образования Направления подготовки и специальности, соответствующие направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - 3.1.1. Трудовая функция Организация деятельности обучающихся, направленной на Наименование освоение дополнительной общеобразовательной программы Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код A/01.6 (подуровень) 6.1 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Набор на программе обучение по дополнительной общеразвивающей Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) Текущий контроль, помощь обучающимся деятельности и поведения на занятиях КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru в коррекции Страница 7 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы Необходимые умения Осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной общеобразовательной программе Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять их при проведении мероприятий по привлечению обучающихся Понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей) Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) Диагностировать предрасположенность (задатки) обучающихся к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей дополнительной предпрофессиональной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам) Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) Проводить отбор обучающихся в объединения спортивной направленности (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 8 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: задач и особенностей образовательной программы; возрастных особенностей обучающихся; современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности образовательной программы) Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации образовательной программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию Устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) Осуществлять дистанционные целесообразно) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка электронное обучение, образовательные технологии www.consultant.ru использовать (если это Страница 9 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой образовательной программы) Создавать педагогические условия для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) Выполнять требования охраны труда Анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики Необходимые знания Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях Принципы и приемы представления общеобразовательной программы дополнительной Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии) <13> Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 11 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения Требования охраны труда в избранной области деятельности Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) Требования обеспечения обучающихся безопасности жизни и здоровья Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка <14> Другие характеристики - 3.1.2. Трудовая функция КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 12 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Организация досуговой деятельности обучающихся в Наименование процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы Происхождение трудовой функции Оригинал X Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Уровень Код A/02.6 (подуровень) 6.1 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Планирование подготовки досуговых мероприятий Организация подготовки досуговых мероприятий Проведение досуговых мероприятий Необходимые умения Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: привлекать обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся; использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей; проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием; устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении; использовать профориентационные возможности досуговой деятельности Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 13 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий Выполнять требования охраны труда Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий Необходимые знания Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) Требования обеспечения обучающихся безопасности жизни и здоровья Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка Виды внебюджетных средств, источники их поступления и КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 14 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... направления использования, социальными партнерами Другие характеристики Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 основы взаимодействия с - 3.1.3. Трудовая функция Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, Наименование осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код A/03.6 (подуровень) 6.1 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Планирование взаимодействия представителями) обучающихся с родителями (законными Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей Необходимые умения Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы Устанавливать взаимоотношения с представителями) обучающихся, КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru родителями (законными соблюдать нормы Страница 15 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей Выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) Использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности Необходимые знания Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 16 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности Другие характеристики Трудовая функция A/03.6 "Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания детей" необходима в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ 3.1.4. Трудовая функция Педагогический контроль и оценка Наименование освоения дополнительной общеобразовательной программы Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код A/04.6 (подуровень) 6.1 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы Необходимые умения Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 17 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 направленности Устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности Наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной программы и особенностей обучающихся Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы Анализировать деятельность и корректировать собственную оценочную Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы Необходимые знания Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 18 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 включая Конвенцию о правах ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) Средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности Другие характеристики - 3.1.5. Трудовая функция Разработка программно-методического Наименование обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код A/05.6 (подуровень) 6.2 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 19 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 мероприятий Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля) Необходимые умения Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы) Выявлять интересы обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом: задач и особенностей образовательной программы; образовательных запросов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы; фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента обучающихся); особенностей группы обучающихся; специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации); санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся Проектировать совместно с обучающимися (детьми и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ Корректировать содержание образовательной программы, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации Вести учебную, плановую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 20 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Разрабатывать отчетные информационные материалы Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 (отчетно-аналитические) и Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации Необходимые знания Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью образовательной программы (занятия) ФГТ (для преподавания предпрофессиональным программам) по дополнительным Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста Особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации) Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 21 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) Требования обеспечения обучающихся безопасности жизни и здоровья Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные Возможности использования ИКТ для ведения документации Правила заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам Другие характеристики - 3.2. Обобщенная трудовая функция Организационно-методическое обеспечение реализации Наименование дополнительных общеобразовательных программ Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Код B Уровень квалификации 6 Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Возможные КонсультантПлюс надежная правовая поддержка Методист www.consultant.ru Страница 22 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 наименования должностей, профессий Старший методист Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Требования к опыту практической работы Для старшего методиста - не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Другие характеристики При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 23 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ 2351 Специалисты по методике обучения ЕКС - Методист (включая старшего) ОКПДТР 24080 Методист 24086 Методист внешкольного учреждения 24089 Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки ОКСО 6.44.02.03 Педагогика дополнительного образования Любые направления подготовки и специальности - 3.2.1. Трудовая функция Организация и проведение исследований рынка услуг Наименование дополнительного образования детей и взрослых Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код B/01.6 (подуровень) 6.3 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Организация разработки и (или) инструментария изучения рынка образования детей и взрослых разработка программ и услуг дополнительного Организация и (или) проведение изучения дополнительного образования детей и взрослых рынка услуг Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 24 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых Необходимые умения Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования Организовывать исследования апробацию разработанного инструментария Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных Теория и практика маркетинговых исследований в образовании Методические КонсультантПлюс надежная правовая поддержка основы маркетинговых www.consultant.ru исследований в Страница 25 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 образовании Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых Психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам Современные образовательные образования детей и взрослых Другие характеристики технологии дополнительного - 3.2.2. Трудовая функция Организационно-педагогическое сопровождение методической Наименование деятельности педагогов дополнительного образования Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код B/02.6 (подуровень) 6.3 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов Контроль и документации оценка качества программно-методической Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 26 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 деятельности педагогов дополнительного образования Необходимые умения Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога дополнительного образования Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие: порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ; образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания; требованиям охраны труда Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками Оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 27 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные Методологические и теоретические основы дополнительного образования детей и взрослых современного Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области Особенности построения образовательного процесса КонсультантПлюс надежная правовая поддержка компетентностно-ориентрованного www.consultant.ru Страница 28 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения Стадии профессионального развития педагогических работников Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) Требования обеспечения обучающихся Другие характеристики безопасности жизни и здоровья - 3.2.3. Трудовая функция Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими Наименование работниками дополнительных общеобразовательных программ Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код B/03.6 (подуровень) 6.3 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Посещение и анализ занятий и досуговых проводимых педагогическими работниками Разработка рекомендаций образовательного процесса по мероприятий, совершенствованию качества Организация дополнительного профессионального образования КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 29 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность Необходимые умения Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области Проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные Методологические и теоретические основы дополнительного образования детей и взрослых современного Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире Направления и перспективы развития образования в области КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 30 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области Особенности построения образовательного процесса компетентностно-ориентрованного Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения Стадии профессионального развития педагогических работников Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) Требования обеспечения обучающихся Другие характеристики безопасности жизни и здоровья - 3.3. Обобщенная трудовая функция Организационно-педагогическое обеспечение реализации Наименование дополнительных общеобразовательных программ КонсультантПлюс надежная правовая поддержка Код www.consultant.ru C Уровень квалификации 6 Страница 31 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Возможные наименования должностей, профессий Педагог-организатор Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Требования к опыту практической работы - Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Другие характеристики При привлечении к работе с несовершеннолетними в КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 32 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 качестве руководителей экскурсий с обучающимися прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ 2357 Преподаватели по программам дополнительного обучения ЕКС - Педагог-организатор ОКПДТР 25481 Педагог-организатор ОКСО 6.44.02.03 Педагогика дополнительного образования Любые направления подготовки и специальности - 3.3.1. Трудовая функция Организация и проведение Наименование массовых досуговых мероприятий Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код C/01.6 (подуровень) 6.2 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Планирование массовых досуговых мероприятий Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 33 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Осуществление документационного досуговых мероприятий обеспечения проведения Планирование подготовки мероприятий Организация подготовки мероприятий Проведение массовых досуговых мероприятий Анализ организации мероприятий Необходимые умения досуговой деятельности и отдельных Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей обучающихся, особенностей объединения/группы и отдельных обучающихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе: привлекать педагогических работников и обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию и разработке содержания мероприятий; поддерживать социально значимые инициативы обучающихся; использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся (в том числе ИКТ, электронные, информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся; организовывать репетиции; координировать деятельность педагогических работников, объединений обучающихся при подготовке мероприятий; выполнять роль ведущего досуговых мероприятий; привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении; использовать профориентационные возможности досуговой деятельности Контролировать обеспечение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении массовых досуговых мероприятий Выполнять требования охраны труда КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 34 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные Необходимые знания Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий Психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 35 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) Требования обеспечения обучающихся безопасности жизни и здоровья Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных) Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования Другие характеристики - 3.3.2. Трудовая функция Организационно-педагогическое обеспечение развития социального Наименование партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых Происхождение трудовой функции Оригинал X Уровень Код C/02.6 (подуровень) 6.3 квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 36 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Трудовые действия Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 Планирование, организация и проведение мероприятий для сохранения числа имеющихся обучающихся и привлечения новых обучающихся Организация набора и комплектования групп обучающихся Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий Необходимые умения Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению образовательных программ Проводить презентации организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связь с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами Создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 37 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации Необходимые знания Перечень и характеристики предлагаемых дополнительных общеобразовательных программ к освоению Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные Другие характеристики - 3.3.3. Трудовая функция Наименование Организация дополнительного КонсультантПлюс надежная правовая поддержка Код C/03.6 Уровень www.consultant.ru 6.3 Страница 38 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности Происхождение трудовой функции Оригинал X (подуровень) квалификации Заимствовано из оригинала Код Регистрационный оригинала номер профессионального стандарта Трудовые действия Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность Необходимые умения Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых Изучать рынок дополнительных образовательных услуг Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе социально-экономические условия деятельности, КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 39 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 социально-психологические особенности контингента обучающихся, методическое и кадровое обеспечение Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечню и содержанию образовательных программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития деятельности детских и молодежных общественных организаций Контролировать и организовывать работу педагогических работников, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников Анализировать процесс и результаты деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализации дополнительных образовательных программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых Необходимые знания Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность Методологические основы образования детей и взрослых современного дополнительного Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых Особенности построения образовательного процесса Источники КонсультантПлюс надежная правовая поддержка достоверной компетентностно-ориентированного информации, www.consultant.ru отражающие Страница 40 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных образовательных программ Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения Стадии профессионального развития педагогических работников Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу Требования обеспечения обучающихся Другие характеристики безопасности жизни и здоровья - IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта 4.1. Ответственная организация-разработчик Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" Ректор Золотарева Ангелина Викторовна ФГАУ "Федеральный институт развития образования", город Москва Директор Асмолов Александр Григорьевич 4.2. Наименования организаций-разработчиков 1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 41 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 образования детей Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" 2 Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне" 3 Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" 4 Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" 5 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" 6 АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва 7 АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск 8 ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск 9 ФГБОУ ДПО "Институт образования", город Москва развития дополнительного профессионального -------------------------------<1> Общероссийский классификатор занятий. <2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. <3> К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической. <4> Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях B "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и C "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта. <5> Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 42 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 <6> Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях B "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и C "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта. <7> Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств). <8> Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42). <9> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986). <10> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. <11> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. <12> Общероссийский классификатор специальностей по образованию. <13> В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти: в области физической культуры и спорта Минспортом России, в области искусств - Минкультуры России. <14> В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 43 из 44 Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 13.09.2018 основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 44 из 44 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)